
Председательствующий Завалко Е.С.
Дело № 2а-126/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а-633/2023
14 июля 2023 г. г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А.,
судей Санникова А.Б., Шуайпова М.Г.,
при секретаре судебного заседания Лысенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 20 апреля 2023 г., которым отказано в удовлетворении заявленных требований призванного по мобилизации рядового Карпачева Сергея Юрьевича о признании незаконным бездействия командира войсковой части №, связанного с неувольнением его с военной службы.
Заслушав доклад судьи Санникова А.Б., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Карпачев С.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие командира войсковой части №, связанное с неувольнением его с военной службы по возрасту, и обязать указанное должностное лицо уволить его с военной службы по указанному основанию.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование автор жалобы указывает на то, что согласно пункту 1 ст. 49 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» предельный возраст пребывания на военной службе для военнослужащих, имеющих воинское звание рядовой, установлен – 50 лет. В связи с этим он обратился к командованию с рапортом об увольнении его с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на ней.
Карпачев С.Ю. утверждает, что Указ Главы Донецкой Народной Республики от 19 февраля 2022 г. № 29 «О проведении общей мобилизации» (далее – Указ Главы ДНР от 19 февраля 2022 г. № 29) является подзаконным актом в Российской Федерации и имеет меньшую юридическую силу, чем вышеуказанный Федеральный закон. При этом в решении суд необоснованно сослался на то, что вышеназванным Указом была объявлена мобилизация на территории Луганской Народной Республики (далее – ЛНР).
Автор жалобы считает, что основным документом для призыва по мобилизации в Донецкой Народной Республике (далее – ДНР) является постановление Совета Министров ДНР от 25 мая 2014 г. № 6-5 «О введении на территории Донецкой Народной Республики военного положения» (далее – постановление СМ ДНР от 25 мая 2014 г. № 6-5), которым установлена возможность выборочной мобилизации мужского населения возрастом от 20 до 40 лет, умеющих владеть оружием. Он был призван на военную службу по мобилизации с нарушением действующего законодательства ДНР, поскольку контракт о прохождении военной службы с войсковой частью № он не заключал, с приказом о зачислении в списки личного состава воинской части не ознакомлен, а также не является гражданином Российской Федерации.
Кроме того, в суд апелляционной инстанции представлен ответ начальника 2 управления Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от 6 июня 2023 г. № 315/1/7406 на обращение депутата Государственной Думы Российской Федерации в связи с коллективным письмом жен и матерей 108 мобилизованных в ЛНР и ДНР мужчин старше 50 лет. В этом ответе выражена позиция, что предельный возраст пребывания на военной службе граждан, призванных по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, имеющих воинское звание рядовой, составляет 50 лет.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В статье 47 Закона ДНР от 13 февраля 2015 г. № IНС в этой республике установлен предельный возраст пребывания на военной службе для военнослужащих, имеющих воинское звание рядовой, – 55 лет.
Указом Главы ДНР от 19 февраля 2022 г. № 29 на всей территории республики объявлена и проведена общая мобилизация.
По мобилизации были призваны на военную службу граждане мужского пола ДНР, состоящие на воинском учете или не состоявшие, но обязанные состоять на воинском учете, и граждане, пребывающие в запасе, возрастом от 18 до 55 лет.
В соответствии с пунктом 1 ст. 7 Федерального конституционного закона от 4 октября 2022 г. № 5-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта – Донецкой Народной Республики» со дня принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образования в ее составе нового субъекта военнослужащие, проходящие военную службу в Вооруженных Силах Донецкой Народной Республики, воинских формированиях и органах Донецкой Народной Республики, продолжают проходить военную службу в соответствии с законодательством Российской Федерации до урегулирования в установленном законодательством Российской Федерации порядке вопроса о заключении указанными военнослужащими контрактов о прохождении военной службы, при условии их соответствия требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к гражданам, поступающим на военную службу по контракту, или об увольнении с военной службы. Указанные военнослужащие имеют установленный законодательством Российской Федерации статус военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Их воинские звания, документы об образовании и о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Донецкой Народной Республики, воинских формированиях и органах Донецкой Народной Республики, вооруженных силах, воинских формированиях и правоохранительных органах СССР, а также Украины, в которых предусмотрена военная служба, признаются в Российской Федерации и учитываются при исчислении в соответствии с законодательством Российской Федерации выслуги лет на военной службе для назначения пенсии и ежемесячной надбавки за выслугу лет, для решения вопросов о прохождении военной службы.
В статье 1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что в период мобилизации воинская обязанность граждан определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусматривает, в частности, призыв на военную службу по мобилизации и ее прохождение в период мобилизации.
Согласно пункту 2 ст. 1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» особенности статуса военнослужащих, проходящих военную службу в период мобилизации, регулируются федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В пункте 3 ст.1 Положения о порядке прохождения военной службы установлено, что прохождение в Российской Федерации военной службы осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом, другими федеральными законами, этим Положением, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области военной службы и статуса военнослужащих, а также с международными договорами Российской Федерации в указанной области.
В силу пунктов 2 и 5 Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, призванные на военную службу по мобилизации, имеют статус военнослужащих, проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту. В период мобилизации установлены единые основания увольнения с военной службы как для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, так и для граждан Российской Федерации, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, а именно по возрасту – по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе.
Частичная мобилизация в Российской Федерации осуществляется с 21 сентября 2022 г., период которой не окончен.
В пункте 2 ст. 4 Федерального закона от 24 июня 2023 г. № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 24 июня 2023 г. № 269-ФЗ) определено, что в период мобилизации, в период военного положения или в военное время для граждан мужского пола, заключающих (заключивших) со дня вступления в силу настоящего Федерального закона контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющих воинское звание рядовой, установлен предельный возраст пребывания на военной службе – 65 лет.
По делу установлено, что 21 февраля 2022 г. Карпачев С.Ю. (ДД.ММ.ГГГГ г.р.), пребывавший в запасе, был призван на военную службу по мобилизации, объявленной Указом Главы ДНР от 19 февраля 2022 г. № 29.
Согласно справке из войсковой части № от 20 апреля 2023 г. № 69 административный истец проходит военную службу в указанной воинской части с 1 января 2023 г.
4 января 2023 г. Карпачев С.Ю. подал на имя командира войсковой части № рапорт, в котором просил об увольнении его с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
19 января 2023 г. административный истец повторно обратился к командованию с аналогичным рапортом. Сведений о рассмотрении командиром войсковой части № указанных рапортов в материалах дела не имеется.
Поскольку Карпачев С.Ю. не достиг установленного Федеральным законом от 24 июня 2023 г. № 269-ФЗ в период мобилизации в Российской Федерации предельного возраста пребывания на военной службе для граждан мужского пола, имеющих воинское звание рядовой, – 65 лет, то он не подпадает под категорию военнослужащих, которые могут быть уволены с военной службы по возрасту.
То обстоятельство, что Федеральный закон от 24 июня 2023 г. № 269-ФЗ вступил в законную силу только 24 июня 2023 г., не свидетельствует о том, что он не подлежит применению к возникшим по данному делу правоотношениям, поскольку по своему смыслу он распространяет свое действие на весь период мобилизации, которая объявлена 21 сентября 2022 г. и до настоящего времени не окончена.
Ссылка в жалобе на пункт 1 ст. 49 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», которым в Российской Федерации установлен предельный возраст пребывания на военной службе для военнослужащих в воинском звании рядовой – 50 лет, является необоснованной, поскольку в период проведения мобилизации установлен иной предельный возраст пребывания на военной службе.
Вопреки доводу жалобы, постановление СМ ДНР от 25 мая 2014 г. № 6-5, которым установлена возможность выборочной мобилизации мужского населения, не противоречит Указу Главы ДНР от 19 февраля 2022 г. № 29, которым объявлена общая мобилизация.
Ссылка в жалобе на то, что Карпачев С.Ю. был призван на военную службу по мобилизации с нарушением действующего законодательства ДНР и не является гражданином Российской Федерации, на правильность выводов суда первой инстанции не влияет, поскольку призыв на военную службу по мобилизации административным истцом в данном деле не оспаривался.
Что касается представленного в суд апелляционной инстанции ответа начальника 2 управления Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от 6 июня 2023 г. № 315/1/7406, то он является лишь мнением должностного лица, выраженным в ответе на обращение депутата Государственной Думы Российской Федерации.
То, что в решении суд ошибочно указал, что Указом Главы ДНР от 19 февраля 2022 г. № 29 была объявлена мобилизация на территории ЛНР (вместо ДНР) является опиской, которая может быть устранена в порядке статьи 184 КАС РФ.
Поэтому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 20 апреля 2023 г. по административному исковому заявлению Карпачева Сергея Юрьевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца – без удовлетворения.
Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий В.А. Костин
Судьи: А.Б. Санников
М.Г. Шуайпов